Первомай: от первой стачки "за работу" до бесплатного труда. Что отмечаем сегодня?
Сегодня мало кто помнит, с чего началась вся эта история с Первомаем. А началось все с «проклятых американцев». В далеком 1886 году вздумалось им выйти на 40-тысячную акцию и требовать 8-часовой рабочий день. Местная полиция их за это жестоко подавила, шестеро человек были застрелены. На следующий день на улицы вышло еще больше людей, и теперь уже они учинили расправу над силовиками — в отместку. Кто-то взорвал бомбу, и несколько десятков полицейских погибло.
Удивительно, что чикагская трагедия, которая по накалу страстей в чем-то перекликается с нашим Майданом, вызвала глубочайшее сочувствие в Российской империи. В 1891-м году из солидарности с рабочими Чикаго (заметим — не с полицейскими, а именно с рабочими) около двух тысяч рабочих вышли на улицы Петербурга. А вот аналогичный протест украинцев в Киеве против олигархической и коррупционной власти, расстрелы людей на Майдане почему-то в современной России ничего, кроме неприятия и раздражения, не вызывает. Никакой тебе солидарности трудящихся. Но вернемся к истории.
Соединенные Штаты за организацию взрыва, в результате которого погибли полицейские, приговорили к смертной казни восемь чикагских рабочих. После этого, в знак поддержки угнетаемых рабочих Чикаго, ІІ Интернационал призвал трудящих всех стран 1 мая 1890 года выйти на улицы и требовать 8-часовой рабочий день.
Тогда к акции присоединились Австро-Венгрия, Бельгия, Германия, Испания, Норвегия, Франция и многие другие страны.
В Украине впервые отметили День международной рабочей солидарности во Львове 1 мая 1890 года. Рабочие пришли к городской ратуше и требовали запретить ночную работу для женщин и 8-часовой рабочий день. С тех пор праздновать День международной рабочей солидарности стало традицией. 1 мая в городе проходили сборы и марши.
Просматривая архивные экземпляры издания «Gazeta Wieczorna», читаем, что 1 мая 1914 г. по случаю Дня международной рабочей солидарности, социал-демократическая партия провела в городе сборы с пением, устроила традиционное шествие с театральным представлением. Но не обошлось и без приключений. В газете «Gazeta Poranna» мы нашли заметку о нападении на работающих рабочих в том же году. В экземпляре за 3 мая читаем: "Вчера (2 мая, - ред.), празднуя 1 мая, группа молодых людей совершила нападение на пятерых рабочих, работавших в мастерских каменщика п. Макольондры, и сильно их побила». Потому что солидарность — это страшная сила. Все не работают, и ты не работай.
Ну а уж если работать...
Традиция ударно трудиться перед Первомаем появилась уже в стране Советов — самой ярой приверженице бесплатной работы, то есть эксплуатации. Вот рабочие США как-то не очень любили субботники, понимая, что любой труд должен оплачиваться. Однако руководство молодой страны зарождающегося социализма в этом вопросе с американцами солидарными быть отказывалось и выгоняло на ударные субботники перед Первомаем практически все трудоспособное население.
В архивах есть информация о том, что, например, в Мариуполе в 1960-м году на бесплатных работах по благоустройству каждый комсомолец отрабатывал до 90 часов в год. То есть фактически три месяца трудился бесплатно! И кто там говорил, что в стране Советов не было эксплуататоров?
Естественно, что такой ударный труд должен был пренепременно компенсироваться отдыхом с размахом.
В Одессе очень любили после массовых апрельских субботников отправляться на маевки. Благо, в приморском городе места к этому очень располагают. Семьи выезжали на прибрежные склоны, стелили на изумрудную траву белоснежную скатерть, раскладывали закуски. Ключевым моментом маёвки была культурная программа, на свежий воздух одесситы брали с собой небольшие музыкальные инструменты. Могли фигурировать мандолина, на которой играла жена, или барабан, на котором стучал дедушка. Опытный глава семейства брал колоду карт, которая помогала, если придёт прикуп, решить проблему, как вернуться домой.
В ХІХ веке в Одессе модными местами маёвок являлись бывшая дача Ришелье (Дюковский сад) и сад Ботанический, в отличие от Дюковского, оставшийся лишь виртуально на старых картах в районе нынешнего проспекта Гагарина.
Здесь 1 мая гуляния были окультурены. Как упоминают старые газеты, играли духовые оркестры. Инсценировались «военные картинки». Взлетал, к изумлению одесситов, «аэростатический воздушный шар». Свою ловкость показывали вольтижёры, фокусники, берейторы, а «искусство в бегании» демонстрировала известная циркачка госпожа Густеден.
Дни Интернационала – так тогда назывались дни 1 и 2 мая - в 20-е годы очень пышно праздновались и в Мариуполе. По проспекту Республики (теперь Мира) шло карнавальное шествие, очень похожее на то, что сейчас проводится в День города. Люди, уставшие от гражданской войны, с удовольствием мастерили чучело Николая Второго, Врангеля и Колчака, и несли их по проспекту.
В 20-е годы еще помнили, с чего начался праздник, и прямо на улице устраивали театрализованное представление об Интернационале, Парижской коммуне и рабочих Америки.
Потом, конечно, это все забылось, и праздник отмечали исключительно как День труда. Советская пропаганда постарались превратить праздник со смыслом в пафосное нечто - с бессмысленными транспарантами, которые никого не трогали и не волновали, и обязаловкой на производстве - в демонстрации принимали участие по разнарядке. Заводы, институты, фабрики обязаны были выставить своих представителей в колонны.
Бессмысленность совка и принудиловка довели ситуацию до абсурда, когда в 1986-м, сразу после катастрофы на ЧАЭС, чтобы успокоить панические настроения, в Киеве вывели людей на многотысячный митинг в зараженном радиацией городе.
Так вспоминает те дни киевлянка Наталья Петровна: "Первого мая 1986 года работников нашего завода "Коммунист" пригласили на демонстрацию. Мы шли по Красноармейской улице одними из последних - впереди стройными рядами двигались работники "Большевика", "Ленинской кузни" и других крупных киевских заводов. С транспарантами, флагами и радостными улыбками мы миновали Бессарабку и вышли к площади Октябрьской революции (сейчас Майдан Независимости). Впереди с песнями шествовала молодежь в национальных украинских костюмах, а замыкала колонны митингующих наша будущая смена - большая группа детей. Они со смехом и танцами догоняли нас.
Я подошла к Дому профсоюзов и взглянула на трибуну. Попасть на нее считалось престижным - в первомайские праздники на трибуну пускали по специальным билетам самых важных и авторитетных представителей энергетической промышленности. Трибуна каждый год была заполненной. Но сегодня... она была почти пустой, и я остановилась как вкопанная. Что такое могло произойти, что на демонстрацию не пришли с ЮТЭМа? Куда подевались все атомщики? Ко мне подошел человек в гражданском и вежливо поинтересовался, что произошло. Я удивленно спросила: "Где энергетики?"
Смотрящий засуетился и зашептал мне: "Уходите, уходите". Взял меня под руки и повел за уходящей колонной демонстрантов - чуть ли не до Владимирского спуска довел. Демонстрация закончилась, и я присела отдохнуть на скамеечку. Чувствую - сил нет и голова кружится. Во рту сухость и сильно першит горло".
Вот такая очень типичная для СССР история - человек ничто, главное - пафос и традиция.
Но современный Первомай освободился даже от этого совка. Сегодня это просто праздник. Такая себе двухдневка для пикников или высадки картошки на приусадебных участках.
Однако в прошлом году в Харькове неожиданно вспомнили о предыстории Первомая и вышли на улицы с плакатами о рабочих Чикаго. Идея принадлежала местным анархистам. Помимо призывов помнить о трагедии Чикаго, они требовали равенства, братства и "долой власть и партии". Но немногочисленность акции показала, что эти лозунги не актуальны. Есть проблемы и поважнее.
Например, в Николаеве в 2012-м местные левые - тогда еще не запрещенная КПУ, Прогрессивная социалистическая партия и «Русский Блок» - вышли на торжественный парад с лозунгами против действующего тогда режима Януковича. Парадоксально, что эти самые силы в 2014-м вышли на улицы уже в поддержку беглого президента.
А в Кривом Роге в том же году 1 мая, вместо традиционных "Мир! Труд! Май!" отметили день памяти погибших на производстве. Там справедливо решили, что для Кривбасса, являющегося крупным промышленно-металлургическим центром, работа которого связана с риском для жизни, это намного важнее.
К сожалению, в последнее время любимый в народе Первомай все чаще используют для всевозможных провокаций и терактов. Эта совковая тяга посвящать все к памятным датам трансформировалась в совершенный кошмар. Потому что раньше Первомаю посвящали, например, открытие нового кайдакского водопровода в Екатеринослае (ныне Днепропетровск - ред.) или прокладку первой трамвайной линии в Мариуполе, а сейчас - теракты и смерть.
В Днепропетровске накануне Первомая 2012 прогремела серия взрывов, пострадали 27 человек. 2 мая 2014 года в Одессе произошла самая кровавая провокация за всю новейшую историю города. Сгорел Дом профсоюзов. Несколько десятков человек погибли. Расследование трагедии все еще продолжается.
Очень хочется, чтобы трагедии, подобные этим, никогда не повторялись, а Первомай стал бы снова праздником со смыслом, ведь человек на производстве, как и 150 лет назад, по-прежнему очень плохо защищен. По крайней мере, в Украине.
Справочный бонус: Сегодня Первомай отмечают в 142 странах мира. Правда, не везде в этих странах выходной. Примечательно, что зачинщики праздника - США - Первомай не отмечают. Там день борьбы рабочих за свои права перенесен на сентябрь. Наверное, специально, чтобы не возникало связи с левыми радикалами.
В Германии и Скандинавских странах 1 мая, помимо Дня труда, отмечается Вальпургиева ночь, а в Нидерландах - День тюльпанов. На Востоке празднуют день рождения Будды, а на Гавайях - День цветочных гирлянд.
А еще во всем мире 1 мая отмечают День ромашки. Этот цветок стал символом борьбы с туберкулезом. 1 мая во многих странах мира проходят акции по сбору средств для больных, проводится бесплатное флюорографическое обследование. В 2012-в в Украине Красный Крест также организовал мероприятия, приуроченые к этому дню, однако после этого День ромашки широко и публично в Украине не отмечался.
Подготовила Ксения Халтурина