Vodafone начнет принудительный перевод абонентов ОРДЛО на более дорогостоящий тариф с 9 января
Vodafone Ukraine совершает сложный маневр в оккупированных районах востока страны. Мобильный оператор решил перевести абонентов ОРДЛО на единый тариф Смартфон Стандартный. Принудительное переключение начнется с 9 января.
Жители оккупированных территорий отреагировали возмущением - многим придется заметно больше тратить на связь. Если сейчас им доступны различные тарифы с возможностью оплачивать минималку в размере 40-50 грн в месяц, то уже скоро нужно будет платить по 3 грн в день. И это единственная опция. Помесячная абонплата вообще не предусмотрена, сообщает LIGA.net.
За эти деньги оператор предоставляет абоненту в ОРДЛО безлимитные звонки внтури сети и 50 Мб ежедневного интернет-трафика. Звонки на другие сети по Украине - 1,5 грн за минуту.
Почему так жестко
Как рассказывает начальник по связям с общественностью Vodafone Виктория Рубан, при выборе единого тарифа для перевода компания посчитала Смартфон Стандартный оптимальным вариантом. По ее словам, им уже пользуется довольно большая часть абонентов в регионе. Поэтому он и был взят за основу.
Почему Vodafone Ukraine решила пойти на столь непопулярный шаг, да еще и перед Новым годом? В службе поддержки компании объясняют это так: "Удаленное обслуживание номеров абонентов, да еще в условиях нестабильно работающей сети, связано с дополнительными затратами". Виктория Рубан добавляет, что уже более трети базовых станций в ОРДЛО вышли из строя.
Абоненты, живущие на временно оккупированной территории востока страны, выражают недовольство ввиду таких новостей и оставляют гневные комментарии в соцсетях. А на сайте президента Украины в последних числах декабря появилась петиция с требованием предоставить абонентам ОРДЛО выбор и разработать более доступный по цене альтернативный тариф. Правда, подписали ее пока лишь около 600 человек (данные 3 января).
Местные конкуренты
Vodafone - крупнейший оператор в ОРДЛО по количеству абонентов. По информации компании, она обслуживает в регионе немногим менее двух миллионов сим-карт. Сепаратисты несколько лет назад запустили на захваченном оборудовании Киевстар альтернативные сотовые сети: Феникс - в Донецке и Лугаком - в Луганске. Они предложили местным абонентам низкие тарифы. Минимальный - 50 рублей в месяц.
Если верить сообщениям так называемых "министерств республик", то Феникс за 2017 год нарастил абонентскую базу на 336 000 новых абонентов. И теперь она составляет 625 000 сим-карт. Руководство Лугакома в середине 2017 года заявляло, что у них в сети уже около 250 000 абонентов. Таким образом, два местных оператора могут контролировать уже больше трети рынка сотовой связи ОРДЛО. Их сети не поддерживают 3G, а в Луганске даже 2G-интернет до сих пор работает в тестовом режиме. Но и у Vodafone на оккупированных территориях нет связи третьего поколения. Главное преимущество компании в этом регионе - наличие связи со всеми украинскими номерами. Звонки с номеров Феникс и Лугаком в нашу страну блокируются.
Последствия и глобальные причины
Большая разница между новым тарифом Vodafone и местными расценками игроков, работающих на захваченной инфраструктуре, может спровоцировать отток абонентов в сторону последних. Хотя, как заверяют в службе поддержки Vodafone, компания не намерена уходить из региона. "Мы будем и далее поддерживать работу сети", - заверяют в компании.
Собеседник LIGA.net в одном из конкурентных операторов говорит, что бизнес Vodafone в ОРДЛО является либо нерентабельным, либо имеет очень низкую маржу. К слову, у компании по итогам третьего квартала 2017 года самый низкий средний чек на рынке. У всех украинских мобильных компаний в последнее время заработок стабильно растет за счет 3G. Исключение составляют только оккупированные районы Донецкой и Луганских областей, где работать остался только Vodafone. Здесь мобильный интернет не стал драйвером роста доходов, а затраты на поддержание сети постоянно увеличиваются.
Так что, возможно, Vodafone Ukraine пошел на непопулярный шаг, чтобы подтянуть общие показатели рентабельности. "Как только ситуация в регионе будет стабильной и мы сможем получить доступ к нашему оборудованию, тогда будет возможность переходить в другие тарифы", - обещают в службе поддержки компании. Как отреагируют на такой шаг абоненты на оккупированных территориях, дождутся ли они "стабилизации", можно будет узнать уже по итогу первого месяца этого года.