Серьги и их значения
В ювелирных магазинах сегодня можно купить сережки разнообразных видов, моделей и стилей, ассортимент настолько широк, что глаза разбегаются, не в силах выбрать, на чем остановиться. Впрочем, это вполне закономерно для украшений с, наверное, самой богатой и неоднозначной историей. Во многих цивилизациях это была деталь преимущественно мужского одеяния, а их значения в разных культурных традициях отличались порой вплоть до противоположного. Но не будем забегать вперед, обо всем по порядку далее в материале.
Само название «серьга» восходит корнями к тюркскому слову «syrγa», что означает «кольцо». По другой версии, это ассимилированное древнерусское «усерядзи», заимствованное от готского «ausihriggs» - «ушные кольца». Из названия нетрудно догадаться о наиболее распространенной форме аксессуара.
В Персии, Вавилоне и Ассирии это был знак принадлежности к привилегированному сословию. Примечательно, что еще 7 тысяч лет назад ювелиры Азии овладели сложными техниками, позволяющими создавать экземпляры, поражающие своей изысканностью. Особое место ювелирная продукция занимала в культуре Древнего Египта – это был не только непременный атрибут знати, в первую очередь они играли роль оберега от злых сил и привлекали благосклонность богов. Это подтверждается изображениями и найденными в гробнице Тутанхамона ожерельями, богато декорированными поясами, кулонами, амулетами и браслетами удивительно тонкой работы. Также там были обнаружены сережки, принадлежавшие фараону во времена его юности. Именно при его правлении серьги полагались мужчинам до достижения половой зрелости. У римлян существовала целая иерархия: золотые изделия предназначались исключительно для сенаторов и всадников, серебряные – для свободных граждан, а медная сережка служила меткой раба. Центурионы Юлия Цезаря вдевали в соски кольца, которые символизировали воинскую доблесть, отвагу и стойкость в бою. Среди состоятельных дам того времени были распространены драгоценности, инкрустированные камнями или жемчугом. Схожие вкусы имели знатные гречанки, кроме того, в почете у них были роскошные серьги-подвески. А вот сережки попроще были признаком, что род занятий человека относится к древнейшей профессии.
В XIII веке со стороны католической церкви введен запрет на какие-либо телесные модификации, в том числе и на прокол ушей. В этот период украшения в ушах носили лишь разбойники, цыгане и мореходы, в том числе пираты. Для каждой из этих категорий аксессуар имел свое значение: воры так выражали протест перед церковным судом и принадлежность к маргинальному сообществу; цыганские традиции предполагали таким образом обозначить единственного сына или ребенка, рожденного после смерти предыдущего; для моряков это было отметка, что он обогнул славящийся штормовой погодой мыс Горн: за это достижение в портовых кабаках были даже привилегии в виде бесплатной кружки спиртного или разрешения класть ноги на стол; корсары же с ее помощью информировали окружающих о захваченном корабле.
Занимательны обычаи казаков на этот счет: единственный сын в семье носил серьгу в правом ухе, сын матери-одиночки – в левом, последний представитель своего рода – в обоих ушах. Подразумевалось, что такого человека запрещалось ставить в передовой боевой ряд и надлежало всячески оберегать. В Древней Руси ушные украшения были показателем социального положения: простолюдины надевали медные или деревянные изделия, зажиточным купцам было доступно серебро, а князья могли себе позволить заказать серьги с драгоценными камнями.
Во времена Петра I серьги остались актуальны только среди холопов (как символ верности хозяину), выпав из обихода дворян из-за длинных париков, которые не только скрывали красоту, но и цеплялись за украшения. Вернулась эта мода только в Елизаветинскую эпоху.