Итоги года культуры: в 2013-м Луганск был в тренде
В культурной жизни Луганска 2013 год был очень урожайным на новации. Именно в этом году наше культурное сообщество сделало большой шаг вперед, занимаясь проектами, интерес к которым выходил далеко за границы города.
Луганск стал городом-словарем
Одним из самых интересных художественных экспериментов 2013 года стал проект художника Андрея Достлева «Город-словарь».
Сам автор проекта уроженец Луганской области, жил в Харькове и Донецке, а сейчас изучает урбанистику в Польше. Среди блогеров Андрей Достлев известен своим текстом-мистификацией, в котором ставится под сомнение существование Луганска. Однажды, катаясь на колесе обозрения Андрей Достлев попытался доказать себе, что Луганск все-таки существует и нашел опорную точку в Толковом словаре Владимира Даля (художник клянется, что прочитал весь словарь).
Идея проекта в области паблик-арт такова – на различные городские объекты будут приклеены таблички со статьей из словаря Даля, так или иначе соответствующих им (гостиный дворъ, авангардъ, управа и т.д.). При поддержке пресс-секретаря губернатора Андрея Дихтяренко проект получил поддержку на уровне областной власти, к тому же подоспела дата 150-летия Толкового словаря. Губернатор Пристюк лично приклеил табличку со статьей «Область» на здание ОГА.
Географию расположения табличек можно отследить на сайте проекта, там же есть и шаблоны для изготовления своих собственных табличек. «Город-словарь» получил большой резонанс, о нем написал даже снобский TheVillage.
Разгерметизация прошла успешно
Другой интересный проект был реализован в областном краеведческом музее – научный сотрудник музея Антон Макаревич выступил куратором «Разгерметизации музейного универсума». Суть проекта – изменить представление о музее, как чем-то закрытом и статичном, с помощью современного искусства. Художники из Луганска, Одессы и Латвии включили свои работы в контекст музейной экспозиции, подчеркивая определенные акценты.
Например, художник Слава Бо, в рамках перформанса «Вперед к полной механизации!» в зале посвященном индустриализации, усадил робота за руль трактора 30-х годов. Так образом автор хотел подчеркнуть гуманистический аспект прогресса, который невозможен без чувства юмора. Творческое объединение «Три по сто» «нафаршировало» скелет мамонта лентами со стихами классиков и современников, поместив на символическое «вечное хранение».
Видеоинсталляция Антона Макаревича «Застой», размещенная в зале бытовой культуры советского времени, представляла собою советский телевизор, транслировавший зацикленный ролик с молчащим генсеком Брежневым. Выставка длилась месяц, по ее итогам был проведен круглый стол с участием авторов и музейных работников.
Луганские художники нашли крышу
Событием в сфере современного искусства традиционно является осенняя выставка «+\-», проходившая в прошлые годы под мостом эстакады железнодорожного вокзала, между опорами которого были натянуты веревки для развешивания картин. В этом году выставка обрела крышу – в этот раз она проходила в новом арт-центре «10-й цех».
Впрочем, арт-центром его пока назвать сложно – это действительно неработающий цех обувной фабрики, нуждающийся в основательном ремонте. Однако учредители проекта на верном пути – во всем мире бывшие индустриальные объекты превращаются в галереи, музеи и так далее. Это и знаменитый Цолферайн (бывшая шахта, теперь культурный центр) в Эссене (Германия), и арт-кластер «Винзавод» в Москве. Есть удачные примеры и в Украине – арт-центр «Изоляция», который открылся в закрытом заводе изоляционных материалов в Донецке, и экспериментальный центр современного искусства «Чайная фабрика» в Одессе.
Разумеется, для преобразования индустриальных руин необходимы приличные инвестиции, но, судя по загадочному молчанию организаторов «10-го цеха», они знают, откуда их привлечь.
В Луганске сделали культурную карту
Провели в Луганске и большую инвентаризацию – общественная организация СТАН презентовала итоги исследования «Культурная карта Луганска».
Впервые в Луганске было проведено изучение культурной жизни в городе, запросов горожан, проблем, которые стоят перед официальными и неофициальными культурными институциями. Авторы исследования констатировали: в Луганске налицо кризис идентичности – на смену советской, индустриальной, ушедшей в 90-е годы, не пришло новой. Именно это является причиной депрессивности Луганска, его провалом в провинциальную скуку.
Спасение для деиндустриализированного Луганска представители СТАНа видят в активизации культурной жизни, которая может стать новой визитной карточкой города. В рамках заявленной стратегии развития культуры в Луганске СТАН вместе с городским управлением культуры провел форум, на котором впервые за одним столом встретились чиновники, представители коммунальных учреждений культуры и неформальная творческая публика.
В Луганске открылся московский театр
В 2013 году в Луганске появился филиал Московского независимого театра эстрады, самого коммерчески успешного в России. Благодаря частным инвестициям, бывшая разрушенная эстрадная площадка в парке 1-го мая, превратилась в современный театр.
"Мастер и Маргарита" на сцене Московского театра
В театре будет собственная труппа, а также планируется участие приглашенных московских звезд. На открытии театра 4 ноября выступал звезда советской эстрады 60-х Вадим Мулерман.
Луганский ПостАпокалипсис
В числе разработанных авторами «Культурной карты» рекомендаций по «оживлению» культурной жизни была и поддержка развития индустриального туризма. Одним из ярких событий культурной жизни в прошлом году стала фотовыставка, напрямую связанная с этим видом туризма. «Луганский ПостАпокалипсис» - так назывался проект арт-группы VanishingSoil.
Трое молодых луганчан- Ярослав Воронин, Игорь Орда и Юлия Чигринская - занимаются исследованием заброшенных индустриальных объектов в Луганской и Донецкой области, делая там фото- и видеосъемку.
Часть их фоторабот, посвященных погибшим луганским заводам, и была представлена на выставке, организованной сайтом 0642.
Также в выставке принял участие фотограф Алексей Старченко со своими «Фотохрониками города».
Икона со стразами
Концептуально подошел к изготовлению самой большой передвижной православной иконы художник Валерий Кошелев, кроме масштабных размеров предмета религиозного культа (3,26 х 2,82 метра), он применил революционные технологии для техники иконописи – применил флюоресцентную краску, которая светится в темноте, и украсил икону стразами Сваровски.
Насколько каноничным покажется священникам подобный гламурный Иисус неизвестно, пока работа хранится в мастерской у художника.
Мэр разрешил рисовать на стенах
О том, что новые тенденции начинают доходить даже до чиновников нашей мэрии свидетельствуют изменение отношения к граффити. Если в 2012 году, когда польские художники Марцин Сурма и Артур Вабик взялись разрисовывать опоры эстакады, потребовалось личное вмешательство мэра, чтобы авторов стрит-арта не забрали в милицию, то уже в 2013 луганская мэрия официально пригласила в Луганск французского стрит-артиста Яна Лазу, выделив ему стены для росписей.
К слову, в этом же году в Луганске прошел мастер-класс по граффити нашего бывшего земляка Дениса Кузьменко (ZUK13), сейчас успешно работающего в Киеве, в «Мистецькому Арсеналі».
Тусовки, премьеры, концерты
Богат был год на разнообразные фестивали и сейшены– в мае прошел традиционный ночной кинофестиваль под открытым небом «32 мая», летом фестиваль электромузыки «План ГОЭЛРО», во время которого прошел показ фильма «Звездный ворс» студии НОМ-фильм (в Украине до этого состоялся только один показ в Киеве). В мае Луганск посетила культовая электропанк-группа «Барто» из Москвы, а в ноябре группа «Ботаника», знаменитая песней «Под Луганском родился» из саундтрека к «Бумеру».
В июне этого года в Луганске выступил украинский музыкант Святослав Вакарчук. Этот концерт очень впечатлил зрителей. Да и самого артиста:
«Ну Луганськ! Ви перевершили самі себе! Не знаю як ми вас, але ви нас порвали!!!))))", - написал Вакарчук у себя в Твиттере.
Словом, 2013-й год для культурной жизни Луганска оказался очень насыщенным. Наконец-то можно с полной уверенностью сказать, что наш город находится в тренде и живет примерно в одном ритме с признанными центрами культуры. Пусть в следующем году все будет еще лучше.
Константин Скоркин