Сохранить локальное и уникальное. Как общественные деятели в Донецкой области спасают местные культурные достояния
Небольшой городок Часов Яр возле Бахмута ощущает на себе дыхание войны уже десять лет: на разных этапах сопротивления здесь собирались военные подразделения, лечили раненых воинов и гражданских жителей, обеспечивали логистику большого участка фронта. Последние годы обстрелы и звуки боя приблизились к нему вплотную, разрушая жилые массивы и инфраструктуру.
И перед громадой встал новый вызов - сохранение жизни жителей и того, что для них является важным и уникальным: памяти о наработанном прошлыми поколениями или созданном современниками. В этих историях спасения культурного наследия членами общественной организации "Местное развитие громад" столько искренности и самоотверженности, что кажется - эти истории сами являются примерами уникального достояния часовоярцев, объединенных любовью к родному городу и Украине.
Удивительный мир вытынанки
Школьник Святослав Цимах признается: когда в пустой мастерской под грохот обстрелов снимал со стен работы, которые он и его друзья по Школе искусств создавали здесь годами, совсем не думал об опасности для себя. Только о том, что ему повезло - именно он имеет возможность и время спасти их от уничтожения. А его наставница, невероятно талантливая Виктория Нестерова, ждала для упорядочения и хранения спасенную коллекцию в более безопасном регионе Украины.
"Тем февральским утром весь Часов Яр проснулся от громкого взрыва, и почти сразу из новостей узнали, что началось полномасштабное наступление, - вспоминает Виктория Нестерова. - Уезжать из города решили сразу, потому что не знали, как будет двигаться фронт. Из-за активной позиции мы (а я соучредитель "Местного развития громад") не имели шансов безболезненно пройти какую-то "фильтрацию" в случае попадания в оккупацию. Поэтому собирались на скорую руку, в одной машине должны были ехать трое взрослых и трое детей. Времени для эвакуации работ не было, да и места, откровенно говоря, тоже".
А спасать надо было много: Виктория более 35 лет учит юных часовоярцев тому, чем увлекается сама. В конце 80-х она окунулась в мир писанкарства, а уже через несколько лет состоялась ее первая выставка писанок в Донецком областном краеведческом музее. Виктория имеет звание "мастер декоративно-прикладного искусства", профессионально занимается петриковской росписью, росписью по керамике, и уже много лет возрождает традиции вытынанкарства в регионе.
"Резать вытынанки начала более 15 лет назад. Помню, что это для меня стало творческим вызовом - когда впервые увидела, даже не надеялась, что когда-то смогу делать такие филигранные изделия, - вспоминает мастерица. - Но за эти годы мои вытынанки и работы моих учеников побывали не менее чем на сотне локальных, национальных и международных выставках, участвовали в десятках профессиональных конкурсах, попали на страницы различных изданий".
В 2022 году в Литве вышла книга Одеты Браженене о вытынанках "Karpinių pamokos", куда вошли и работы Виктории. Там же, в Литве, работы Виктории и ее ученика Святослава Цимаха выставлены в частной галерее среди лучших вытынанок мира.
"Еще в 2021 году фонд "Голоса детей" снимал сюжеты о талантливых украинских детях, живущих на войне. В частности о нашем часовоярском Святославе, который достиг незаурядного уровня в росписи и вытынанкарстве. А уже после полномасштабного вторжения они предложили ему создать вытынанку для книги, которая бы показывала войну глазами детей. Мы долго с ним обсуждали сюжет такой вытынанки, и она получилась очень символическая, - говорит Виктория. - Презентация этой книги состоялась в Киеве на годовщину большого вторжения".
Скучаю по атмосфере мастерской
И учительница, и ее талантливый ученик продолжают не просто держать связь друг с другом, но и создавать уникальные работы. На самом деле сейчас это приходится делать на расстоянии: Виктория, немного поездив по Украине, осела рядом с родственниками в городке Знаменка на Кировоградщине, а Святослав год назад переехал в Горишние Плавни.
"Я попробовал заниматься и в местной Школе искусств, но мне больше нравится наша, - признается парень. - Мы продолжаем встречаться с Викторией Леонидовной онлайн. Но я так скучаю по нашей мастерской на третьем этаже Дома культуры, куда я пришел еще совсем маленьким. Там была такая атмосфера!"
Виктория сейчас не просто преподаватель, она стала директором Школы искусств, которая после эвакуации смогла сохранить почти половину учеников. К сожалению, здание Школы в Часов Яре было разрушено одним из первых, а впоследствии сгорел и Дом культуры, где на третьем этаже была расположена любимая мастерская юных художников.
"Некоторое время я оставался в родном городе. Потому что я его очень люблю, меня никогда не раздражала его провинциальность и, можно сказать, какая-то несовременность. Только в Часов Яре я чувствовал себя на своем месте, а сейчас мне кажется, что я просто потерялся в пространстве и времени. Даже творчество мне дается труднее, для создания любой работы трачу гораздо больше времени, - делится юноша. - А летом 2022 года я узнал, что волонтер, приехавший эвакуировать экспонаты промышленного музея, может вывезти наши коллекции, сам пошел в Дом культуры. Взял ключи у сторожа, походил по пустым этажам... Там, в холле еще висела наша рождественская выставка вытынанок. Они уцелели, в отличие, например, от моих работ по росписи, которые накануне большой войны я отдал на выставку в Мариуполе... Я нашел такие папки, в которых мы обычно пересылали или перевозили работы - они подходили для упаковки работ. Кое-что пришлось сворачивать рулонами и фиксировать скотчем: например, у нас была огромная вытынанка-рушник, которую мы делали коллективом, ее длина достигала трех метров".
Святослав, которому на тот момент было всего шестнадцать, спокойно и взвешенно рассказывает, как в городе, максимально приближенном к линии фронта, три дня подряд сам ходил в пустой Дом культуры. Сначала, говорит, поснимал все работы, на второй день - упаковал, на третий день перенес и подготовил к отправке. Парень признается, что понимал необходимость сохранения этих работ, как части родного города, творчества его жителей, которое может быть важным потомкам для понимания процессов, которые происходили в Украине во время войны.
"Украинская, как, в принципе и мировая, истории - циклические, события повторяются и остаются в виде народного творчества. Меняются формы, инструменты, но по содержанию речь идет о похожих процессах - хоть сейчас, хоть несколько столетий назад, - говорит юный мастер. - И я стараюсь в работах средствами народного творчества воспроизводить то, что происходит с нами сейчас. Например, в той вытинанке, что я сделал для книги фонда "Голоса детей" я взял обычные народные образы: рождественский вертеп и образ медведя как воплощение агрессора. Соединил их в вытынанке - получилось, по сути, о событиях нынешнего времени через средства старинной культуры".
Святослав в этом году заканчивает школу и размышляет, как свое увлечение народным творчеством связать с будущей профессией. Он выбирает между специальностью дизайнера, архитектора и реставратора.
Виктория оформила спасенную из Часов Яра коллекцию на музейное хранение, продолжает учить детей и, собственно, творить. За эти два года она "нарезала" более сотни новых вытынанок в том числе и целую серию мини-вытынанок, размером от 1 до 6 сантиметров, которую планирует использовать для более масштабных тематических полотен. А еще - сделала первую выставку в библиотеке Знаменки.
"Творчество - мое спасение от боли, отчаяния и уныния, - признается Виктория. - Сейчас я мечтаю открыть здесь творческую мастерскую. Потому что у меня уже и в Знаменке появились ученики, хочется, чтобы и они почувствовали тот творческий воздух, ту атмосферу, которую так ценили мои ученики в нашем уютном городке".
Музей сшивает
В помещении Дома культуры располагался и еще один интересный центр местной культуры - коммунальное учреждение "Часовоярский историко-краеведческий музей". Его директор, Валерий Богуненко, также активист этой ОО, рассказал, что благодаря усилиям громады, работников музея и волонтеров удалось спасти наиболее ценные, уникальные и информативные экспонаты. Сейчас коллекция, к которой присоединились и изделия из творческой мастерской Виктории Нестеровой, хранится в более безопасном регионе Украины.
"Важно спасти и сохранить то, чего не купишь на аукционах, не восстановишь в библиотеках - к примеру, фотографии, существующие в единственном экземпляре, рукописи, произведения искусства в том числе и современных мастеров, предметы быта, но прежде всего - архивный фонд музея, - говорит Валерий. - К сожалению, не все физически возможно было вывезти в условиях войны, поэтому некоторые экспонаты все же были потеряны, кое-что мы уже пытаемся восстановить или ищем для этого возможность".
По словам директора, музей возобновил свою работу в сентябре этого года, до этого заведение находилось в состоянии простоя. Сейчас два действующих работника учитывают спасенное, восстанавливают архивы, налаживают связи с культурными учреждениями и волонтерскими центрами тех населенных пунктов, где сейчас живут - в той же Знаменке и в Сваляве. И одновременно собирают историю Часов Яра и его жителей времен уже нового этапа войны - фиксируют информацию из различных открытых источников, систематизируют, выкладывают на страницах в соцсетях.
"В нашем музее, как во многих подобных местных или районных учреждениях, было много недостатков и пережитков. Его создали в 60-х годах прошлого века еще по советским пропагандистским лекалам и он не избежал традиционных для того времени тематических доминант - этап революции, Второй мировой, коммунистических строек. Но уже в 2000-х благодаря местным историкам он избавился от этой "однотипности", получив свое важное локальное лицо, - объясняет директор. - Его часть, касающаяся зарождения и развития украинского огнеупорного производства, на самом деле уникальна. Эту историю в музее смогли показать достаточно информативно, объемно, интересно, с кучей оригинальных экспонатов. Среди них - клейменый кирпич, примеры разнообразной продукции из огнеупорной глины, уникальные фотографии, информация об основателях дореволюционной эпохи в частности представителей европейских стран, которые развивали промышленность в Донецкой области задолго до советской индустриализации".
Именно в этом местном музее профессионально и на практике показана европейская история дореволюционного города, которая скрывалась в советские времена. Поэтому важно было сохранить и этот пласт общей для часовоярцев истории, чтобы в определенном смысле, держаться за эту память.
"Любой музей - это систематизированная память. Что создает идентичность, объединяет людей? Общий язык, общая история, общие идеи. Но фактор общей памяти я бы все равно ставил на первое место, - признается Валерий Богуненко. - Общины без собственной памятной основы не могут существовать в распылении. Мы видим, что эта память уже реконструируется людьми стихийно на горизонтальных уровнях: создаются группы или страницы в социальных сетях, где размещаются и обсуждаются фото любимого города, "прошлое и настоящее" той или иной общины. А когда к этому прилагают руки профессионалы, делают это систематизировано и пропорционально, с профессиональными комментариями, эта память расширяются, транслируются различными способами".
Господин Валерий говорит, что музей активно распространяет информацию на своих страницах в социальных сетях. В планах - создание полноценного виртуального музея и центров для экспонирования и выставок вживую. Уже сейчас многое из того, о чем информируют музейщики, обсуждается в профессиональных сообществах, в семьях, помогая передавать общую историю от родителей к детям.
"Безусловно, процесс воспоминаний, обращение к прошлому фокусирует внимание разных представителей общины на чем-то общем. Это, конечно, объединяет, - утверждает музейщик. - А музей сшивает многие события, демонстрирует преемственность, традиции, показывает роль земляков в этих разных историях, общих для этой общины".
Спасение музея привлекло внимание к личности Никиты Шаповала
15 июня 2022 года известный часовоярский волонтер и активист ОО "Пролиска" Евгений Ткачев на машине, которой он развозил гуманитарную помощь, вывез экспонаты школьного музея села Сриблянка Бахмутского района, вокруг которого велись активные боевые действия. Отдельной экспозицией там были документы, связанные с уроженцем села, Никитой Шаповалом - украинским политическим и общественным деятелем, членом Центральной Рады, поэтом, публицистом. Публикации о спасении музея всколыхнули волну интереса к Шаповалу по всей Украине и среди жителей села и района, которые признавались, что даже не знали о такой интересной исторической фигуре.
"Все началось с фото бюста Никиты Шаповала на моей странице в Фейсбук. Я увидел его во дворе серебрянской школы, и, честно говоря, не знал о нем ничего. Обломок снаряда повредил табличку, и меня даже спросил военный - чего, мол, у вас тут Ленин так на себя не похож, - шутя, рассказывает Евгений историю спасения музея. - Мне написали активисты-краеведы и рассказали об этой музейной комнате. Уже потом я увидел и памятный камень, на котором было указано, что на этом месте стоял дом, где родился Никита Шаповал".
Убедившись, что музейные экспонаты пока не пострадали, Евгений по просьбе активистов решил эвакуировать их - возвращаясь из очередного рейда доставки гуманитарной помощи, он загрузил все в машину и перевез в собственный дом в Часов Яре.
"Часть - документы, фотографии, копии его произведений - переправил в музейное учреждение в более безопасном регионе Украины. А то, что нельзя было отправить по почте, так и путешествовало со мной по области. Я возил с собой по временным домам целых 8 месяцев предметы быта серебрянцев разных эпох - ручные косы, прялки, колыбели, самовары и даже какие-то чучела! Пока волонтеры, завозившие продукты в Донецкую область, не взяли это с собой - довезти, куда надо!"
Шутя над своими приключениями, господин Евгений все равно подчеркивает важность сохранения коллективной памяти и актуализацию информации, которая хранилась в разных музеях.
"Это история, наша жизнь. И, к сожалению, мы не всегда уделяем этому достаточно внимания, - говорит волонтер. - Когда я выставил своеобразный фотоотчет "музейной эвакуации" в группе Серебрянки, где-то половина людей, оказалось, вообще ничего не знали о своем земляке. И было приятно наблюдать, как люди заинтересовались. Имеем такой неожиданный эффект этой эвакуации: кого-то это побудило искать информацию, кто-то поделился ссылками на исследования и произведения Шаповала".