Сегодня праздник «Голодной кутьи» - украинские традиции
Сегодня, накануне Крещения Господня, отмечаемого 19 января, православные и греко-католики празднует «Голодную кутью», или второй Святой Вечер.
Весь этот день верующие люди ничего не едят — постятся. Садятся ужинать, когда уже засияет вечерняя заря. На ужин подаются постные блюда — жареная рыба, вареники с капустой, гречневые блины на масле, кутья и узвар.
По народным традициям, уже совсем вечером, как стемнеет, выносят из избы «дидуха», несут его на выгон или в садик — как где ведется — и курят: пускают на «теплый дух». Это — символическое воспаление зимы, чтобы покинуть кожух» — накликать весну. Когда все перегорит и тонкий соломенный жар погаснет, девушки хватают пепел с «дидуха» и несут на огород, «чтобы огурцы родили».
В этот день возле церкви святят воду. Идя к церкви святить воду, люди кукраишают посуду — кувшины, бутылки, банки — «бессмертником» или сухими васильками — «чтобы Бог миловал от злой напасти».
На западном Подолье, хозяйка или старшая дочь берет по ужина в миску несколько ложек муки и на освященной воде замешивает жидкое тесто. Этим тестом она рисует кресты на всех четырех стенах комнаты, в сенях, чулане, конюшни и других хозяйственных постройках — «от нечистой силы».
Отец берет тарелку со святой водой и кропилом кропит всех присутствующих в доме, приговаривая: «Дай Боже, и на тот год дождаться». Дальше он идет кропить в сенях, в кладовке и вокруг дома. Младший сын берет в руки три пирога и идет вслед за отцом. Первый пирог он кусает в сенях, второй — в кладовке, а третий — на дворе.
В местностяхза Днепром — с левой и с правой стороны — существует такой обычай: когда принесут из церкви освященной воды, хозяин делает из сухих васильков кропило и кропит святой водой сначала все в доме, а потом амбар, конюшню, сарай — все хозяйственные строения. За хозяином-отцом ходит кто-то из детей — мальчик или девочка — и носит на тарелке пирог, а в руке — кусочек мела. Какое место отец покропит водой, на том месте, вслед за ним, сын пишет мелом крест. В доме кресты пишутся на дверях, окнах, на столе, сундуки на посуде — везде. В хозяйстве нажимаются святой водой и пишутся кресты не только на зданиях, но и на хлеборобском орудии — на плуге, боронах, сеялках, косах, граблях. Кропится святой водой и скот — коровы, волы, овцы, лошади. Не кропят только свиней и кур.
Что же до пирога, то как где ведется: в одной местности паренек, пишет кресты, после каждого креста должен хоть маленькую крошечку откусить от пирога и съесть. В других — лишь обносят пирог, а после кропления вся семья садится за стол, распределяет пирог и съедает его, приговаривая: «Дай, Боже, всего хорошего нам и нашим детям».
После ужина все кладут свои ложки в одну миску, а сверху — хлеб, «чтобы хлеб родился». Чья ложка ночью «сама перевернется», тот умрет.
Кутью, которая осталась после ужина, выносят курам — «чтобы хорошо плодились».
Вода, освященная в повечерии Богоявления — «вечерняя вода» — считается святее, чем православная церковь, и она «действенная на всякое зло».
В ряде западных регионов Украины, в частности, на Галичине «Голодная кутья» празднуется как Щедрый Вечер. Снова, как и на Свят-вечер, кладуд сена на стол под кутью и ставят «дидуха» на покутья. Внося в дом сноп ржи, хозяин приветствует:
«Поздравляем вас, с этим Святым Вечером, чтобы мы в счастье и здоровье эти праздники провели и других дождались — от ста лет до ста лет — как нам Господь Бог назначил возраст!»
Перед ужином отец становится на колени перед образами и молится Богу; за ним молится и вся семья. Помолившись, отец сам садится к столу и приглашает садиться всех присутствующих в доме — как это было и на Свят-Вечер.
Девушки в этот вечер гадают: собирают со стола ложки после ужина и идут на порог тарабанить ложками — «где пес забреше, туда замуж пойду!»
В этот вечер в Галичине дети щедруют.